О Чтениях памяти В.Т. Пашуто

Е.А. Мельникова. «Восточная Европа в древности и средневековье. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто»: 25 лет исследований и дискуссий. 2011 год

В 1988 г., в пятую годовщину кончины чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто, была проведена первая конференции его памяти, посвященная одной из центральных проблем творчества ученого – внешней политике Древней Руси. Начиная с 1990 г. Чтения памяти В.Т. Пашуто получили общее название «Восточная Европа в древности и средневековье» (сокращенно: ВЕДС), а с 1992 г. стали ежегодными и проходили сначала в Институте российской истории РАН, а с 1999 г. – в Институте всеобщей истории РАН. Уже с 1990-х годов Чтения начали получать поддержку Российского гуманитарного научного фонда, что позволило все более широко привлекать к участию в них специалистов из научных и учебных заведений других городов России, помимо Москвы и Петербурга. С самого начала организаторы конференции (председатель оргкомитета в 1988–1995 г. – А.П. Новосельцев, с 1996 г. – Е.А. Мельникова) ставили своей главной задачей продолжение и развитие основного подхода В.Т. Пашуто к изучению истории Древней Руси – в широком контексте ее международных связей и в сравнительно-типологическом сопоставлении с историей других европейских государств Средневековья. Вторая задача – источниковедческая – определялась основным направлением работы созданного В.Т. Пашуто сектора: изданием свода зарубежных источников по истории Восточной Европы. Поэтому каждая из очередных конференций посвящалась одной из актуальных проблем источниковедения или истории Восточной Европы и Древней Руси. В 2000-х гг. в практику вошло проведение нескольких конференций в рамках одного тематического «блока»: рассмотрение крупной проблемы в общей форме, а затем более подробное обсуждение отдельных ее аспектов. Наиболее существенные результаты значительной части конференций входили – вместе с другими материалами – в тома ежегодника «Древнейшие государства Восточной Европы» в виде развернутых статей.

Проблемы источниковедения обсуждались на шести конференциях: дважды (в 1990 и 2005 гг.) – в общем широком плане, дважды (в 2003 и 2009 гг.) специально рассматривались вопросы авторского начала, и дважды (в 2004 и 2006 гг.) выделялись проблемы восприятия и репрезентации в античных и средневековых текстах времени и пространства – двух фундаментальных категорий, структурировавших историческое сознание хронистов. Источниковедческая секция выделялась и на многих конференциях, посвященных собственно исторической проблематике (например, в 2011 г.). Как развитие источниковедческой проблематики на четырех конференциях (2001, 2002, 2003 и 2010 гг.) обсуждались основные аспекты формирования, сохранения и репрезентации исторической памяти в ее различных формах в устной и письменной традициях.

Все конференции источниковедческого направления отличались широким региональным и хронологическим охватом источников: наряду с наиболее интенсивно обсуждаемыми древнерусскими, подробному анализу подвергались античные (греческие и римские), византийские, восточные, древнескандинавские и западноевропейские тексты. В центре внимания исследователей стояли не только памятники историописания, но и правовые тексты, акты, эпиграфика. На их основе поднимались вопросы о методах и исследовательских практиках источниковедения, о жанровых и региональных особенностях ранней историографии, о специфике средневекового исторического нарратива и т. д. В рамках Чтений активно дискутировались важнейшие проблемы летописной текстологии, выдвигались новые интерпретации, датировки, атрибуции древнерусских памятников. Наибольшее же внимание уделялось выявлению специфических особенностей тех или иных групп памятников (например, комплекса древнерусских граффити в храме св. Софии в Стамбуле, устных преданий, легших в основу «Повести временных лет», римской картографии, «викингских саг») или отдельных текстов. Именно на Чтениях были введены в отечественную науку новые источники, подробно исследованные и описанные позднее в других изданиях: находки памятников эпиграфики, античная и римская картография, эпистолярные тексты, древнерусские переводные памятники и мн. др.).

Подробному рассмотрению подверглась проблема «авторского присутствия» в тексте. Были установлены «скрытые», эксплицитно не проявленные признаки выражения авторского самосознания и их вербальные манифестации в различных письменных традициях (арабской, древнескандинавской саговой и др.). Особое внимание на Чтениях 2003 и 2009 гг. было привлечено к проблеме восприятия античными и средневековыми авторами их источников, причем не только безусловно «авторитетных», например, Библии и писаний отцов церкви в Средние века (чем много занимались и ранее), но, прежде всего, источников одновременных или близких по времени, но не обладавших престижным статусом, в частности, устных преданий, сообщений «очевидцев», слухов и т. п. В этой мало изученной области Чтения позволили обсудить ряд наблюдений и выводов, которые существенно продвинули изучение этого вопроса. Одновременно рассматривался и вопрос о способах включения подобных источников в историописание: как теперь стало очевидно, механизм их использования существенно отличался от работы хрониста с «авторитетными» текстами, допуская идейную и даже сюжетную переработку исходных материалов, смену мотивировок и компоновки сюжетов, их дополнение или, напротив, сокращение – несравненно более вольные, нежели были возможны с «авторитетными» текстами.

Благодаря обширному кругу исследуемых источников, происходящих из различных культурных сред, изучение воплощенных в них представлений о времени и пространстве выявило как некоторые общие или типологически сходные их особенности, так и специфические черты, присущие определенной культуре и индивидуальным воззрениям автора. Эти три основных пласта сочетаются и переплетаются в одном произведении, и их расчленение подчас становится необходимым условием исследования содержащейся в нем исторической информации и, тем более, ее использования в исторических штудиях.

Особое методическое значение для углубленного изучения как древнерусских, так и зарубежных источников имело обращение к проблемам формирования, бытования и функционирования коллективной исторической памяти в дописьменных и письменных обществах и ее трансформации от устной истории к письменной. Фактически на конференции 2000 г. эта проблема была поставлена впервые в отечественной исторической науке. Ее особая актуальность для решения источниковедческих задач обусловливалась важнейшей особенностью раннего историописания, в том числе древнерусского, античного, западноевропейского, древнескандинавского: значительной, иногда в несколько столетий, дистанцией между временем описываемых событий и временем записи повествований о них, т. е. длительным сохранением исторической памяти, воплощенной в устной исторической традиции в различных формах. Поставленная сначала в общем ключе, эта проблема получила развитие и была детализирована на трех последующих конференциях, посвященных одной из древнейших форм воплощения исторической памяти – генеалогиям (2001 г.), феномену «мнимых реальностей» как порождению естественных искажений исторической памяти и как следствию намеренного манипулирования ею (2002 г.) и, наконец, трансформации устных форм воплощения исторической памяти дописьменного общества в историографических текстах после перехода этого общества к письменной культуре (2010 г.).

Постановка и исследование этих проблем на материале исторических сочинений разного времени и из различных регионов – но прежде всего, «Повести временных лет» – позволило установить, что тематическое содержание исторической памяти (в ней запечатлевались социально-значимые события: смерть вождя, военная победа или поражение, и т. п.) в значительной степени обусловливало ее структуру. Прошлое запечатлевалось в ней не как цепь последовательных и объединенных между собой причинно-следственными связями событий, а как набор отдельных сюжетов, действие которых завершалось и исчерпывалось в его рамках. Дискретность исторической памяти создавала предпосылки для контаминации сюжетов в процессе их устного бытования, насыщении их мотивами и эпизодами, заимствованными из других преданий. Эти особенности пролили свет и на характер содержащейся в подобных источниках исторической информации, восходящей к устной традиции. Были выявлены основные механизмы трансформации исторической памяти при перенесении устной традиции в письменную, включающие отбор сюжетов, образов и ситуаций, их обобщение с помощью выделения одного героя и циклизации сюжетов вокруг этого героя, «генеалогизацию» разрозненных преданий путем установления родственных связей между их героями, переосмысление сюжетов и образов в соответствии с конкретно-историческими условиям и под влиянием «авторитетных» (для европейского средневековья – библейских) образцов.

Вопросы, связанные с историей Древней Руси домонгольского времени, обсуждались в сравнительно-типологическом аспекте на 12 конференциях. Прежде всего, широкой дискуссии подверглась проблема возникновения Древнерусского государства. Важным этапом в отечественной русистике стали Чтения 1992 г., на которых была впервые подвергнута сомнению и критике сложившаяся в советской историографии модель образования раннесредневековых европейских государств, прежде всего Руси, в соответствии с которой Древнерусское государство возникает самое позднее в IX в. как изначально классовое и феодальное по своей природе, исключительно (или почти исключительно) на основе внутренних экономических предпосылок. В ряде докладов было показано несоответствие этой схемы данным источников и, на основе зарубежных историко- и политико-антропологических исследований, предложены альтернативные модели. Была отмечена принципиально важная роль дальней торговли в процессах социо- и политогенеза, отсутствие классового деления общества при его очевидной стратификации, неразвитость государственных структур на Руси вплоть до XI в. и, соответственно, специфический характер этого политического образования. Публикация материалов этих Чтений в «Древнейших государствах» за 1992–1993 гг. заложила методологические основы продолжающегося и ныне плодотворного исследования начал русской государственности, в том числе в сравнительно-типологическом аспекте, чему были посвящены Чтения 2011 г. В рамках этой конференции были обсуждены как теоретическое и историографическое состояние проблемы, так и важнейшие ее аспекты на конкретном материале, древнерусском, северо- и западноевропейском, ближневосточном: социальные, политические и экономические предпосылки образования государства, развитие восточнославянских племен накануне образования государства, возникновение и роль нобилитета, место внешних контактов, в том числе дальней торговли в условиях политогенеза и др. Эта тематика будет продолжена и развита на последующих двух-трех конференциях.

Второй комплекс проблем был связан с социально-политической историей Древней Руси, также в сравнительном ключе. На Чтениях 1998, 1993, 1996 и 2007 гг. обсуждался большой круг вопросов, начиная с историко-географического аспекта (этно-политическая карта Восточной Европы, образование территории государства, локализация городов). В центре же внимания стояла политическая структура Древнерусского государства: социальные группы и сословия (новгородское боярство, княжеские чиновники и слуги, дружина, купечество и др.), властные институты (сотни, тысячи, тысяцкие, суд, вече, соправительство, «корм» и др.). Особое место занимали вопросы о княжеской власти: ее формировании, объеме, распространении; ее наследовании, а также ее репрезентации (знаки Рюриковичей, титулатура и т. п.). Аналогичные проблемы рассматривались и на ином, кроме древнерусского, материале. Вопреки «непопулярности» социально-экономической проблематики в последние десятилетия, на Чтениях неоднократно ставились вопросы о формировании частной собственности на землю, княжеского и боярского землевладения. Этой теме предполагается специально посвятить очередные, XXIV Чтения 2012 г.

Обращение к древнерусскому праву было спорадическим, однако важные наблюдения о становлении, функционировании и эволюции права в условиях политогенеза были сделаны на скандинавской и англо-саксонской правовых традициях. Была отмечена важная роль устной основы в ранних записях права (что проявляется в формулах и клишированных выражениях), выделен круг субъектов права, характерный для ранних стадий его фиксации, обсуждалась роль «знатоков закона» в обществах переходных от дописьменной к письменной культуре.

Развивая наследие В.Т. Пашуто, организаторы конференции дважды ставили темой Чтений внешнюю политику Древней Руси и ее международные связи (1988 и 1997 гг.) – эти темы постоянно поднимались и на конференциях, посвященных иным проблемам. Особое значение имели Чтения 1997 г., темой которых была практика заключения договоров (русско-византийских Х в., новгородско-ганзейских и смоленско-ганзейских XII–XIV вв.), а также отдельные доклады на последующих конференциях. В обсужденных докладах предлагались как уточнения и новые интерпретации отдельных статей (или терминов, выражений) договоров, так и новая оценка конкретных договоров и их соотношения.

Наконец, своего рода обобщением отмеченных выше направлений были конференции, посвященные геополитическому положению Восточной Европы и Древнерусского государства в античном и средневековом мире. На Чтениях 1994 г. обсуждалось место Древнерусского государства в системе европейских и ближневосточных этнополитических и культурных связей. В 1999 г. систематически исследовался феномен контактных зон – мало исследованного в отечественной историографии явления. Наряду с анализом конкретных проявлений межкультурных взаимодействий в контактных зонах, была сделана попытка теоретически осмыслить это явление на широком материале армяно-византийского, англо-скандинавского, славяно-скандинавского, древнерусско-кочевнического синтеза, выявить различные типы контактных зон, определить их основные параметры. Новой для отечественной исторической науки была и постановка проблемы путей как социокультурного феномена (2008 г.). Отказавшись от традиционного обсуждения путей в историко-географическом аспекте, докладчики выявили многофункциональность путей в античных и средневековых обществах, разнообразие отношения к ним и их восприятия в различных культурах, формирование идеологемы «путь» и формы ее репрезентации в литературе народов Запада и Востока. Одной из специальных проблем, затронутых на конференции, было формирование контактных зон вдоль трансконтинентальных путей и в городских центрах, связанных с функционированием путей. Одновременно рассматривались и вопросы обустройства путей, их обслуживания и регулирования в различных регионах.

Отечественные исследователи широко используют Чтения как место для обсуждения новых проблем или решений, которые позднее находят развернутый анализ в статьях и монографиях. Регулярно на Чтениях представляются новые находки эпиграфических (так, на Чтениях 2010 г. была даже образована отдельная эпиграфическая секция), нумизматических, сфрагистических материалов. Авторитетные благодаря актуальности проблематики, но также и потому, что проводится жесткий отбор включаемых в программу докладов, что обеспечивает высокий научный уровень конференции, Чтения памяти В.Т. Пашуто за 25 лет своего существования стали форумом, объединяющим русистов, антиковедов, востоковедов, византинистов и медиевистов и позволяющим обсуждать актуальные для мировой исторической науки проблемы, включая Древнюю Русь в общеевропейское исследовательское пространство.