Никольский Иван Михайлович

кандидат исторических наук, научный сотрудник

Окончил Российский государственный гуманитарный факультет, кафедру античной истории и культуры (2006), там же обучался в аспирантуре. В мае 2011 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Образ правителя в сочинениях раннехристианских историков (на примере «О смертях гонителей» Луция Фирмиана Лактанция)» в Институте всеобщей истории РАН (научный руководитель – А.В. Подосинов; текст автореферата доступен здесь: http://librarius.narod.ru/autor/nikolsky.pdf). В Центре «Восточная Европа в античном и средневековом мире» – с сентября 2014 г. До этого, в 2010–2014 гг. – сотрудник Центра интеграции академической и вузовской науки ИВИ РАН.
С 2016 г. – преподаватель в Институте общественных наук РАНХиГС, читает курс античной истории.

Области интересов

  • поздняя античность и раннее Средневековье,
  • историописание поздней Римской империи и ранней Византии,
  • репрезентация политической идеологии в исторических источниках,
  • становление варварских королевств и проблема преемственности античной культуры,
  • политическая история королевства вандалов и аланов

Список печатных трудов
Издание и перевод источников
  • Юлиан Толедский. «История короля Вамбы» / Пер., вступ. ст., коммент. // Кентавр/Centaurus. Studia Classica et mediaevalia. 2006. Вып. 3. С. 203–257 (совм. с О.В. Ауровым и К.И. Тасицом).
  • Вестготская правда (Книга приговоров). Латинский текст. Перевод. Исследование. М., 2012. (Книга третья. О супружеских отношениях – пер. совм. с О.В. Ауровым и А.В. Мареем).

Статьи, тезисы, рецензии

  • Никольский И.М. Клятва верности в политической идеологии вестготской Испании второй половины VII века (по данным «Истории короля Вамбы» Юлиана Толедского) // Древнее право. 2007. № 19. С. 172–183.
  • Никольский И.М. «История короля Вамбы» Юлиана Толедского – последний памятник вестготской историографии // Работа памяти. Сб. ст. студентов и выпускников РГГУ. М., 2008. С. 108–133.
  • Никольский И.М. [Рец. на кн.:] Roymans N. Ethnic Identity and Imperial Power // Ancient West and East. 2009. Vol. 8. P. 416–417.
  • Никольский И.М. Луций Фирмиан Лактанций как историк: проблема источников «De mortibus persecutorum» // Восточная Европа в древности и средневековье: Автор и его источник: Восприятие, отношение, интерпретация: XXI Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто, Москва, 14–17 апреля 2009 г.: Мат-лы конф. М., 2009. С. 243–248.
  • Никольский И.М. Образ идеального правителя в литературе вестготской Испании второй половины VII в. (по данным «Истории короля Вамбы» Юлиана Толедского) // Вестник РГГУ. 2010. № 2 (45). С. 46–63.
  • Никольский И.М. De mortibus persecutorum Луция Фирмиана Лактанция: источники христианского историка // Вестник РГГУ. М., 2010. № 10. С. 223–230.
  • Никольский И.М. Историописание как инструмент политической идеологии в период формирования домината: De mortibus persecutorum Луция Фирмиана Лактанция // История: Электронный научно-образовательный журнал. 2012. Вып. 3 (11) ().
  • Никольский И.М. Историописание как инструмент политической пропаганды в вестготской Испании конца VII в.: «История короля Вамбы» Юлиана Толедского // Средние века. 2012. Вып. 73 (3–4). С. 315–325.
  • Никольский И.М. Как язычники превратились в варваров: образ врага у христиан эпохи заката Римской империи (по данным De mortibus persecutorum Луция Фирмиана Лактанция) // Восточная Европа в древности и средневековье: Язычество и монотеизм в процессах политогенеза: XXVI Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто, Москва, 16–18 апреля 2014 г.: Мат-лы конф. М., 2014. С. 202–207.
  • Никольский И.М. Король-автократор: Об одной особенности политической терминологии в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей» // Письмо и повседневность. М., 2015. Вып. 2. С. 7–13.
  • Никольский И.М. Смерть как средство политической пропаганды: гибель императора Валериана в описании римских историков // История: Электронный научно-образовательный журнал. 2015. Т. 6, вып. 1(34) (http://history.jes.su/s207987840000966-1-2).
  • Никольский И.М. Гейзерих – автократор вандалов: как варварский король получил императорский титул // Цивилизация и варварство: Пограничье как феномен, состояние и культурно-историческое пространство. М.: Аквилон, 2015. Вып. IV. С. 285–302.
  • Никольский И.М. Поэт Драконций и его «Оправдание»: Латинская поэзия как инструмент политической пропаганды в королевстве вандалов // Восточная Европа в древности и средневековье: Письменность как элемент государственной инфраструктуры: XXVIII Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто, 20–22 апреля 2016 г.: Мат-лы конф. М., 2016. C. 206–212.
  • «Плохой хороший» Коммод: как и почему поменялся образ наследника Марка Аврелия // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2017. T. 8. [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001643-6-1
  • Dominus noster rex – что означала надпись на вандальских монетах // Древнейшие государства Восточной Европы. 2015 год: Экономические системы Евразии в раннее Средневековье / Отв. ред. тома А.С. Щавелев; отв. ред. сер. Е.А. Мельникова. М., 2017. С. 247–260.
  • Королевство вандалов в римской Африке: политическая общность нового формата в условиях перехода от античности к Средневековью // Восточная Европа в древности и средневековье: Античные и средневековые общности: XXIX Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто, 19–21 апреля 2017 г.: Мат-лы конф. М., 2017. С. 182–186.
  • Оговорка или игра слов? Как христианский историк Лактанций превратил язычников в варваров одним местоимением // Древнейшие государства Восточной Европы. 2016 год: Памяти Г.В. Глазыриной / Отв. ред. тома Т.В. Гимон, Е.А. Мельникова, Т.Н. Джаксон, А.С. Щавелев. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2018. С. 184–196.
  • Культ Дианы Арицийской в «Географии» Страбона: видел ли автор в нем скифские корни? // Восточная Европа в древности и средневековье. XXХ Юбилейные Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто, 17–20 апреля 2018 г.: Мат-лы конф. М., 2018. С. 220–224.
  • Панегирик или тонкая издевка? Как образы животных могли поменять смысл «Искупления» Блоссия Эмилия Драконция // Индоевропейское языкознание и классическая филология. ΧΧΙΙ. Ч. 2. С. 967–974. СПб., 2018.
  • "Раннесредневековое" развитие "позднеантичной" политической модели: «Satisfactio» Драконция в редакциях V и VII вв. // ШАГИ/STEPS. Т. 4. № 2. 2018. С. 10–23
  • Политический смысл «Медеи» Драконция // Вестник древней истории. Т. 79. № 2. М., 2019. С. 327–334.
  • Политический дискурс в «Похищении Елены» Драконция. Исторические заметки // Диалог со временем. № 67. М., 2019. С. 273–282.
  • «Микены – Фивам соседние стены»: страдал ли Драконций топографическим кретинизмом? // Восточная Европа в древности и средневековье: Ранние этапы урбанизации: XXXI Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто, 17–19 апреля 2019 г.: Мат-лы конф. М., 2019. С. 198–200.
  • [Рец. на:] Whelan R. Being Christian in Vandal Africa: The Politics of Orthodoxy in the Post-Imperial West. Univ of California Press, 2018. 320 p. // ЭНОЖ Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 9 (83) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https://ras.jes.su/history/s207987840006973-9-1
  • Images of animals from Historia Naturalis in political rhetoric of Late Antiquity: Blossius Aemilius Dracontius’ lion // Шаги/Steps. Т. 6, № 1. 2020. С. 158–167.
  • Мифологические поэмы Драконция и конфликт политических элит в вандальской Африке // Шаги/Steps. Т. 6, № 2. 2020. С. 102–117.
  • Христианская и политическая этика в произведениях Драконция // Восточная Европа в древности и средневековье. Вып. XXХIII. Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений. М., 2021. С. 211–215.
  • Христианский апологет или римский патриот? Драконций и Exempla virorum в его «Хвале Господу» (LD III. 250–467) // Вестник древней истории. 2021. 3 (81). С. 649–658.
  • Битва при Фермопилах в интерпретации Драконция (LD III. 279–295) // Dísablót. Сборник статей коллег и учеников к юбилею Е.А. Мельниковой / Отв. ред. Т.В. Гимон. М.: Квадрига, 2021. С. 344–348.
  • Политический смысл эпиталамиев Драконция // Восточная Европа в древности и средневековье. Вып. XXХIV. Межэтнические контакты в социокультурном контексте. М.: ИВИ РАН, 2022. С. 200–203.
  • Модель конфликта и его урегулирования в поэмах Драконция // Восточная Европа в древности и средневековье. Вып. XXХV. Пути и способы разрешения конфликтов. М.: ИВИ РАН, 2023. С. 158–163.
  • Драконций как пропагандист и историк: дидактический смысл римской истории в «Хвале Господу» // ШАГИ / STEPS. Т. 9, № 2. С. 57–67.